ЗИЛ ЗиС-Э134
Компоновка | Переднемоторная, полноприводная |
Колесная формула | 8х8 |
Габариты, мм | |
Длина | 6584 |
Ширина | 2284 |
Высота | 2581 |
Клиренс | 370 |
Снаряженная масса, кг | 7000 |
Масса буксируемого прицепа | 6000 |
Грузоподъемность, кг | 3000 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 6 |
Объем, см3 | 5560 |
Мощность, л.с. | 130 |
Коробка передач | Механическая, 5-ступенчатая |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 65 |
Модификации
ЗИС-Э134 Макет №1 - полноприводный 4-осный грузовой автомобиль сверхвысокой проходимости и грузоподъемностью 3 тонны.
ЗИС-Э134 Макет №2 - Плавающий вариант с несущим герметичным корпусом.
В конце июня 1954 года поступило постановление о создание полноприводного грузового автомобиля сверхвысокой проходимости для Министерства обороны СССР. Эта задача, результатом которой должен был получиться специализированный 4-осный автомобиль способный перевозить военные грузы по дорогам с низкой несущей способностью, была возложена на специализированное конструкторское бюро (СКБ) ЗИС.
Примерно через год, в августе 1955 года была завершена сборка автомобиля ЗИС-Э134 под индексом Макет №1, а весной 1956 года был разработан его плавающий вариант под обозначением Макет №2. Однако в серийное производство автомобиль не пошел по причине изменения требований заказчика, однако он послужил основой для создания более мощного транспортера ЗИЛ-134.
Первый опытный образец вездехода ЗИС-Э134, который так и назвали Макет №1, отличался оригинальной конструкцией, в которой были использованы технические решения ранее не встречавшиеся на отечественных полноприводных автомобилях. К примеру, для оптимального распределения весовых нагрузок и возможности преодоления крупных препятствий, ведущие мосты были расположены на одинаковом расстоянии друг от друга - 1500 миллиметров. Колеса двух передних осей сделали управляемыми, всего у вездехода было 4 оси. Ведущие мосты, а их было ровно столько же, сколько и осей закреплялись на рессорах полуэллиптической формы и снабжались амортизаторами, действовавшими в двух направлениях.
Грузоподъемность автомобиля составляла 3000 килограмм вне зависимости от типа грунта, эта цифра как раз соответствовала требованиям заказчика, кроме того тягач мог буксировать прицеп весом 6 тонн.
Специально для этого автомобиля были разработаны шины марки И-113 диаметром более 1,2 метра и системой централизованного регулирования давления воздуха. Для поддержания необходимого давления воздух в шины подавался через полуоси и ступицу колеса, а герметичность подводки к вращающейся полуоси обеспечивалась манжетами. Эти специальные шины отлично поглощали неровности бездорожья, разгружая подвеску и тем самым повышая ее ресурс и надежность. Давление в шинах можно было регулировать в диапазоне от 0.2 до 3.5 атмосфер. При наименьшем давлении в шинах площадь контакта земли и колеса увеличивалось в 5 раз по сравнению с нормальным давлением, это позволяло без труда преодолевать болотистую местность и рыхлый грунт.
В качестве силового агрегата был установлен форсированный 6-цилиндровый двигатель ЗИС-120ВК объемом 5,56 литра и мощностью 130 лошадиных сил. Наличие гидротрансформатора позволило в момент начала движения с места увеличить крутящий момент передаваемый двигателем на колеса в четыре раза. Гидротрансформатор состоял из механической 5-ступенчатой коробки передач без синхронизаторов, 2-ступенчатой раздаточной коробки и двух коробок отбора мощности. В результате применения гидротрансформатора отпала необходимость переключения передач, переключение скоростей происходило в автоматическом режиме.
Для повышения скорости и маневренности автомобиля при движении по воде у ЗИС-Э134 впервые была использована поворотная насадка водометного движения.
На опытный вездеход ЗИС-Э134 установили укороченную раму грузовика повышенной проходимости ЗИС-151. Справа от водителя располагались различные рычаги которые занимали много места, поэтому в кабине кроме места водителя было расположено только одно пассажирское место. 5-ступенчатая коробка передач была смещена к задней стенке кабины, рычаг переключения скоростей был сильно изогнут и наклонен вперед, для того чтобы водитель мог ею управлять. Рядом располагался рычаг раздаточной коробки. Крутящий момент от двухступенчатой раздаточной коробки посредством карданных валов передавался к передней и задней коробкам отбора мощности, которые были закреплены на втором и четвертом мостах соответственно. Коробки отбора мощности установили с целью в упрощения системы передачи крутящего момента на нечётные мосты.
Плавающий вариант ЗИС-Э134 собрали под обозначением "Макет №2". Второй макет, как и первый, имел четыре равноразнесённых жестко подвешенных ведущих моста, но, в отличие от "Макета №1", имел несущий герметичный корпус, усиленный продольными и поперечными балками. Двигатель и трансмиссия были такие же, как и у первого макета. Передние две оси поворотные, колеса оснащены системой регулировки давления в шинах
Напишите отзыв первым!