ЗИЛ ЗиС-32
Завод изготовитель ЗИС
Тип полноприводный грузовик
Число мест 3
Габариты ЗИС-32 Длина 6060 мм. Ширина 2215 мм. Высота 2330 мм.
Колесная база 3810 мм.
Дорожный просвет (клиренс) 260 мм.
Полная масса 6600 кг.
Снаряженная масса 3700 кг.
Двигатель ЗИС-32
Компоновка двигателя Передняя
Двигатель ЗИС-5 карбюраторный, четырехтактный, рядный, нижнеклапанный
Число цилиндров 6
Диаметр цилиндров 101,6 мм.
Ход поршня 114,3 мм.
Объём двигателя 5550 см3
Степень сжатия 4,6
Мощность 73 л.с.(54 кВт) при 2300 об/мин.
Максимальный крутящий момент 28,5 кГс*м (280 Нм) при 800-1000 об/мин.
Трансмиссия
Коробка передач ЗИС-5, механическая, 4-х ступенчатая(без синхронизаторов)
Главная передача двойная, шестеренчатая: пара конических и пара цилиндрических шестерен по типу ЗИС-5 (7,67:1)
Сцепление двухдисковое, сухое
Рулевой механизм глобоидный червяк и двухгребневый ролик
Охлаждение жидкостное
Динамика
Максимальная скорость 60 км/ч
Расход топлива 38 л./100 км.
Объём топливного бака 60+55 л.
Грузоподъёмность по шоссе/по грунтовке 3000 / 2500 кг.
Размер шин 36,8
Радиус поворота по колее переднего колеса 9,5 м.
роизводство начато в 1940 году на автозаводе имени Сталина. Прототипом ЗиС-32 явился НАТИ-К2 (НАТИ-ЗИС-К2), разработанный и испытанный в 1939 году в Научном автотракторном институте и представлявший собой переработанную под полный привод модификацию серийного заднеприводного трехосного грузовика ЗиС-6. Несмотря на то, что фактически еще в конце зимы 1939 года НАТИ-2К был принят на вооружение как полноприводный грузовик для армии, предстояло довольно много проблем. Самой большой была зависимость от другого автозавода — ГАЗ, который производил часть комплектующих ЗиС-32, в частности, главную передачу. На ЗиСе произвести такой же агрегат не получилось, а по тогдашним технормам ставить главную передачу от ГАЗ-АА на мост ЗиС-5 на серийном автомобиле было нельзя. В результате пришлось монтировать на передний мост ЗиС-32 главную передачу от ЗиС-5, которая изначально предназначалась для заднего, нагруженного, моста и поэтому весила больше, чем облегченная «передняя» от ГАЗ-АА. А это, как вы понимаете, увеличивало вес автомобиля, причем вес этот был бесполезный — десятки килограммов железа.
Мощность в 73 л. с., которую ЗиС-32 сохранил еще с экспериментальных моделей, была явно недостаточной. Но не только это тормозило приемку: у ЗиС-32 не было буксирных крюков, а между тем военному грузовику они полагались непременно. Не хватало и некоторых других «деталей», но самой трудноустранимой была нехватка мощности. В 1940 году уже появился форсированный двигатель ЗиС-16, но их количества для оснащения всех ЗиСов не хватало, а мощности по их производству быстро увеличить было невозможно. Между тем приближалась Великая Отечественная война, и уже шла война с Финляндией. Осенью 1940 года были созданы и испытаны две промежуточных модели ЗиС-32Р и ЗиС-32С (первый — со ШРУСами «Рцеппа», а второй — со ШРУСами «Спайсер» и поднятой платформой). Комиссиями было признано, что к серийному производству годны опытный ЗиС-32Р и полугусеничный транспортер ЗиС-22-52 (модифицированный ЗиС-22, который к тому времени уже был выпущен в количестве 200 единиц). Массовое производство решено было начать уже с 1941 года, но на заводе не хватало производственных мощностей для этого, так как они были заняты серийными ЗиС-22 и ЗиС-33. Главную проблему представляло отсутствие оборудования для производства ШРУСов типа «Рцеппа». Под давлением всех этих обстоятельств производство ЗиС-32 было отложено до конца Финской войны, затем было возобновлено, причем ударными темпами. По ходу сборок постоянно возникали проблемы, приходилось ликвидировать различные недоработки. Чтобы увеличить производство, за каждую собранную машину персоналу выплачивали премии. Но в конце июля началась война, и на завод пошли военные заказы — времени дорабатывать автомобиль не было. Поэтому выпущенные 197 грузовиков ЗиС-32 были отправлены на фронт, а производство было закрыто. С середины октября началась эвакуация завода — войска Гитлера неуклонно подбирались к Москве.
Напишите отзыв первым!