Официальной датой основания КрАЗа является 17 апреля 1958 г., когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об образовании в Кременчуге завода по выпуску грузовых автомобилей. Завод
... Подробнее
Официальной датой основания КрАЗа является 17 апреля 1958 г., когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об образовании в Кременчуге завода по выпуску грузовых автомобилей. Завод основан на мощностях Кременчугского комбайнового завода, который, в свою очередь, работал с 1956 г. на мощностях построенного в 1946 г. Кременчугского мостового завода. Для запуска предприятия привлечены специалисты с нескольких советских автозаводов различного профиля. Изначально на КрАЗе собирались грузовики по проектам Ярославского автомобильного завода серии ЯАЗ-210: 10 апреля 1959 г. изготовлены первые образцы КрАЗ-222 с самосвальной платформой (на базе ЯАЗ-219), а к концу года уже серийно производились КрАЗ-214 (на базе ЯАЗ-214) и КрАЗ-219 (на базе ЯАЗ-219). К празднику 7 ноября 1960 г. собраны два модифицированных КрАЗ-214 с платформой, опрокидываемой на оба борта. Одновременно со сборкой автомобилей завод получал новое производственное оборудование и увеличивал темпы выпуска продукции.
Уже в 1961 г. на КрАЗе выпустили свыше 500 автомобилей, которые поставлялись как на внутренний рынок, так и в 26 зарубежных стран. В 1962 г. в рамках завода было организовано Специальное конструкторское бюро (СКБ-2), на которое была возложена задача проектирования и изготовления автомобилей военного назначения. В 1963 г. вся линейка выпускаемых грузовиков получила 24-вольтовую бортовую электросеть (взамен 12-вольтовой). В 1965 г. – налажен выпуск КрАЗ-257 с бортовой платформой, в 1966 –КрАЗ-256Б с самосвальной платформой г/п 12 т и глубокую модернизацию седельного тягача КрАЗ-258.
Рубеж в 100 тыс. автозавод преодолел 30 декабря 1968 г. Тогда же предприятию присвоено звание «Имени 50-летия Советской Украины». В 1970 г. производственные мощности предприятия были существенно увеличены за счет ввода в эксплуатацию нового цеха. В 1970-х годах проводились работы по модернизации выпускаемых моделей автомобилей и повышению их качества. В частности, это достигалось унификацией узлов и агрегатов разных моделей, внедрением автомобильных систем с улучшенными характеристиками (например, тормозной системы двухпроводной конфигурации), улучшением технологий производства и т.д.
В 1976 г. (15 января) образовано крупное объединение «АвтоКрАЗ», в состав которого помимо основного предприятия вошло еще пять производственных площадок, изготавливающих автокомпоненты. В течение 1981 г. существенно обновлены мощности, в эксплуатацию принято пять автоматических и комплексно-механизированных линий. Наращивание темпов производства привело к закономерному результату: 27 апреля 1984 г. с конвейера сошел 500-тысячный КрАЗ. А в 1986 г. был поставлен рекорд годового выпуска – 30 655 автомобилей всех типов и модификаций. С тех пор объемы производства стали неуклонно снижаться.
После распада СССР завод оказался в сложном экономическом положении, он стремился сохранить рынки сбыта и найти новых покупателей за рубежом. Уже весной 1991 г. начала функционировать Внешнеторговая фирма «КрАЗ», которая продвигала украинскую технику на иностранных рынках. В начале 1990-х гг. КрАЗ принимал участие в различных автомобильных гонках, в том числе в «Формуле-1» для грузовых ТС. В 1994 г. завод сменил организационно-правовую форму, став АО открытого типа. В 1996 г. образовано украино-итальянское СП «Iveco-КРАЗ» (работало до 2000 г.) и ХК «АвтоКрАЗ».
В двухтысячных годах завод активно работает с иностранными заказчиками военной техники (Ирак, США, Грузия и др.), также организует сборочные заводы в различных регионах мира (в 2003 г. – во Вьетнаме, в 2004 г. – в РФ, в 2009 гг. – на Кубе). 27 января 2006 г. завод собрал свой 850-тысячный грузовой автомобиль – им стал седельный тягач КрАЗ-6446, эта машина месяцем позже передана в дар президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову. В 2009 г. выпущен первый кременчугский грузовик с бескапотной кабиной – самосвал КрАЗ С20.2.
В 2014 г. в связи со сложившейся геополитической обстановкой поставки техники марки КрАЗ в РФ полностью прекращены, также с осложнением экономической ситуации существенно снижены поставки техники за рубеж. Это заставило завод переориентироваться на внутренний рынок. Уже с конца 2000-х гг. основной объем продукции завода стали автомобили военного назначения, закупаемые Минобороны Украины, в дальнейшем этот тренд усилился. Несмотря на сложную ситуацию, КрАЗ создает новые образцы техники. Так, в 2014 г. представлен первый образец тяжелого шасси КрАЗ-7634, а с 2017 г. запущено производство среднетоннажных шасси КрАЗ-4501 и КрАЗ-5401 и различной техники на их базе.
Успехи завода отмечались различными наградами: в 1971 г. – орденом Ленина, в 1980 г. – орденом Дружбы народов (Социалистическая республика Вьетнам), в 1993 г. – Аркой Европейской Международной Звезды и Европейским призом за качество, в 2011 г. – Госпремий Украины в области науки и техники за 2010 год, и иными.
Официальной датой основания КрАЗа является 17 апреля 1958 г., когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об образовании в Кременчуге завода по выпуску грузовых автомобилей. Завод основан на мощностях Кременчугского комбайнового завода, который, в свою очередь, работал с 1956 г. на мощностях построенного в 1946 г. Кременчугского мостового завода. Для запуска предприятия привлечены специалисты с нескольких советских автозаводов различного профиля. Изначально на КрАЗе собирались грузовики по проектам Ярославского автомобильного завода серии ЯАЗ-210: 10 апреля 1959 г. изготовлены первые образцы КрАЗ-222 с самосвальной платформой (на базе ЯАЗ-219), а к концу года уже серийно производились КрАЗ-214 (на базе ЯАЗ-214) и КрАЗ-219 (на базе ЯАЗ-219). К празднику 7 ноября 1960 г. собраны два модифицированных КрАЗ-214 с платформой, опрокидываемой на оба борта. Одновременно со сборкой автомобилей завод получал новое производственное оборудование и увеличивал темпы выпуска продукции.
Уже в 1961 г. на КрАЗе выпустили свыше 500 автомобилей, которые поставлялись как на внутренний рынок, так и в 26 зарубежных стран. В 1962 г. в рамках завода было организовано Специальное конструкторское бюро (СКБ-2), на которое была возложена задача проектирования и изготовления автомобилей военного назначения. В 1963 г. вся линейка выпускаемых грузовиков получила 24-вольтовую бортовую электросеть (взамен 12-вольтовой). В 1965 г. – налажен выпуск КрАЗ-257 с бортовой платформой, в 1966 –КрАЗ-256Б с самосвальной платформой г/п 12 т и глубокую модернизацию седельного тягача КрАЗ-258.
Рубеж в 100 тыс. автозавод преодолел 30 декабря 1968 г. Тогда же предприятию присвоено звание «Имени 50-летия Советской Украины». В 1970 г. производственные мощности предприятия были существенно увеличены за счет ввода в эксплуатацию нового цеха. В 1970-х годах проводились работы по модернизации выпускаемых моделей автомобилей и повышению их качества. В частности, это достигалось унификацией узлов и агрегатов разных моделей, внедрением автомобильных систем с улучшенными характеристиками (например, тормозной системы двухпроводной конфигурации), улучшением технологий производства и т.д.
В 1976 г. (15 января) образовано крупное объединение «АвтоКрАЗ», в состав которого помимо основного предприятия вошло еще пять производственных площадок, изготавливающих автокомпоненты. В течение 1981 г. существенно обновлены мощности, в эксплуатацию принято пять автоматических и комплексно-механизированных линий. Наращивание темпов производства привело к закономерному результату: 27 апреля 1984 г. с конвейера сошел 500-тысячный КрАЗ. А в 1986 г. был поставлен рекорд годового выпуска – 30 655 автомобилей всех типов и модификаций. С тех пор объемы производства стали неуклонно снижаться.
После распада СССР завод оказался в сложном экономическом положении, он стремился сохранить рынки сбыта и найти новых покупателей за рубежом. Уже весной 1991 г. начала функционировать Внешнеторговая фирма «КрАЗ», которая продвигала украинскую технику на иностранных рынках. В начале 1990-х гг. КрАЗ принимал участие в различных автомобильных гонках, в том числе в «Формуле-1» для грузовых ТС. В 1994 г. завод сменил организационно-правовую форму, став АО открытого типа. В 1996 г. образовано украино-итальянское СП «Iveco-КРАЗ» (работало до 2000 г.) и ХК «АвтоКрАЗ».
В двухтысячных годах завод активно работает с иностранными заказчиками военной техники (Ирак, США, Грузия и др.), также организует сборочные заводы в различных регионах мира (в 2003 г. – во Вьетнаме, в 2004 г. – в РФ, в 2009 гг. – на Кубе). 27 января 2006 г. завод собрал свой 850-тысячный грузовой автомобиль – им стал седельный тягач КрАЗ-6446, эта машина месяцем позже передана в дар президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову. В 2009 г. выпущен первый кременчугский грузовик с бескапотной кабиной – самосвал КрАЗ С20.2.
В 2014 г. в связи со сложившейся геополитической обстановкой поставки техники марки КрАЗ в РФ полностью прекращены, также с осложнением экономической ситуации существенно снижены поставки техники за рубеж. Это заставило завод переориентироваться на внутренний рынок. Уже с конца 2000-х гг. основной объем продукции завода стали автомобили военного назначения, закупаемые Минобороны Украины, в дальнейшем этот тренд усилился. Несмотря на сложную ситуацию, КрАЗ создает новые образцы техники. Так, в 2014 г. представлен первый образец тяжелого шасси КрАЗ-7634, а с 2017 г. запущено производство среднетоннажных шасси КрАЗ-4501 и КрАЗ-5401 и различной техники на их базе.
Успехи завода отмечались различными наградами: в 1971 г. – орденом Ленина, в 1980 г. – орденом Дружбы народов (Социалистическая республика Вьетнам), в 1993 г. – Аркой Европейской Международной Звезды и Европейским призом за качество, в 2011 г. – Госпремий Украины в области науки и техники за 2010 год, и иными.
Скрыть