ГАЗ ААА
Год выпуска — 1934
Мест в кабине — 2
Масса, кг — 2475
Масса груза, кг — 2000
Габаритные размеры:
длина, м — 5,335
ширина, м — 2,04
высота, м — 1,97
Клиренс, м — 0,23
Двигатель
карбюраторный
"ГАЗ-М1", 50 л.с.
Коробка передач
4 вперёд, 1 назад
2-скоростная раздаточная
Расход топлива, л/100 км — 25
Запас хода, км — 100
Макс. скорость, км/ч — 65
Выпущено, шт — 37373
Грузовик ГАЗ-ААА стал основой для создания целого ряда особых модификаций и специальных автомобилей:
ГА3-ААА-1 – военный бортовой трёхосный грузовик (1938 год);
ГА3-5 – экспериментальный трёхосный автобус (1934 год);
ГА3-О5-19З – трёхосный штабной автобус (1936-1943 гг.);
ГА3-О5-194 – трёхосный санитарный автобус (1936-1937 гг.);
ГА3-66 образца 1940 года – экспериментальный колёсно-гусеничный вездеход (1940 год);
ГАЗ-О7 – спецшасси для бронированного автомобиля БА-1О (1938-1941 гг.);
РУС-2 – передвижная радиостанция.
При разработке собственного трёхосного грузового автомобиля, не смотря на действие договора о технической помощи с Ford Motor Company, возможностью воспользоваться помощью американской компании у советских специалистов не было. Дело в том, что на заводах Ford Motor Company выпускались лишь базовые автомобили, а все специальные модификации строились сторонними мастерскими. В частности трёхосные грузовики строили американские компании Hollister, Duel-Duty, Hi-Lo и другие. В основном конструкция таких автомобилей была нацелена не на увеличение проходимости, а на повышение грузоподъёмности. Трёхосные грузовики имели колёсную формулу 6х2, при этом каждая компания использовала мосты собственной конструкции, которые не имели ничего общего с продукцией Ford.
Пока советская промышленность не освоила выпуск трёхосных автомобилей, СССР закупал в США машинокомплекты компаний Timken и Hollister и переоборудовал стандартные грузовики в трёхосные Ford Timken и Ford AA Jumbo. Наиболее подходящим для советских условий эксплуатации оказался Ford Timken. Однако, американская компания Timken использовала мосты с червячной передачей, в то время как Горьковский автозавод переходил на выпуск более современных ведущих мотов с конической главной передачей. Такая разунификация не устраивала военных, и они попробовали у Ford Motor Company заказать разработку трёхосного грузового автомобиля с коническими ведущими мостами. Американские специалисты разработали такой грузовик, который получил название Ford Dearborn, но его выпуск советской промышленностью освоен не был из-за множества конструкторских и технологических недостатков трёхосного автомобиля и слишком сложной конструкции для производства на отечественных предприятиях.
К разработке советского трёхосного грузовика был подключен Научно-исследовательский автотракторный институт (НАТИ), который построил трёхосный автомобиль с червячной главной передачей НАЗ-НАТИ-30 и с конической главной передачей НАЗ-НАТИ-30К. После проведения в течение года испытаний этих автомобилей выбор трёхоски для серийного производства был сделан в пользу ГАЗ-НАТИ-30 (мосты с конической передачей не обеспечивали должной унификации с серийным ГАЗ-АА и на испытаниях показали себя хуже мостов с червячной передачей).
К 1 мая 1935 года была изготовлена первая партия из 50 трёхосных бортовых автомобилей ГАЗ-ААА, в основу которого лёг НАЗ-НАТИ-30. От стандартного ГАЗ-АА новая трёхоска отличалась собственной усиленной рамой, двухступенчатым демультипликатором, новыми ведущими мостами с главными червячными передачами, задней балансирной подвеской с полуэллиптическими рессорами, новым радиатором (шестирядным вместо четырёхрядного), новой грузовой платформой и увеличенной до 2 тонн грузоподъёмностью.
На ГАЗ-ААА устанавливался двигатель ГАЗ-А: бензиновый, рядный, четырёхцилиндровый, нижнеклапанный с алюминиевыми поршнями цилиндров, объёмом 3,28 литра и мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. В 1937 году грузовик получил более мощный 50-сильный двигатель от автомобиля ГАЗ-М1. Некоторые автомобили оснащались дополнительным 60-литровым бензобаком, установленным на раме за кабиной, топливо из которого также поступало самотёком.
Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА мог развивать максимальную скорость до 60 км/час, при этом расход топлива составлял 35 литров на 100 км. пути. Во время Великой Отечественной войны с 1942 по 1943 год с целью экономии выпускался упрощенный вариант ГАЗ-ААА с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей, без глушителя, бампера и передних тормозов, крылья были выполнены путём гибки из низкосортного (кровельного) железа, а грузовая платформа оснащалась только задним откидываемым бортом.
ГАЗ-ААА выпускался на Горьковском автозаводе с 1935 по 1943 год. За этот период было изготовлено 37373 трёхосных грузовиков (из них шасси): 1935 год – 122 шт., 1936 год – 1401 (604) шт., 1937 год – 4581 (429) шт., 1938 год – 6134 (1233) шт.,1939 год – 7911 (3273) шт., 1940 год – 7319 (3692) шт., 1941 год – 7805 (4075) шт., 1942 год – 1079 (817) шт., 1943 год – 783 (341) шт.
Большая шасть бортовых автомобилей и шасси ГАЗ-ААА поступили в Красную Армию, где на них были смонтированы топливозаправщики, радиостанции и бронеавтомобили.
Напишите отзыв первым!