ГАЗ 65
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 2 |
Габариты, мм | |
Длина | 5250 |
Ширина | 2040 |
Высота | 1900 |
Грузоподъемность, кг | 1500 |
Двигатель | |
Модель | ГАЗ-ММ |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 3285 |
Мощность, л.с. | 50 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 60 |
В начале 1940 года Горьковскому автозаводу было поручено прекратить производство ГАЗ-60, взамен которого следовало наладить выпуск нового колёсно-гусеничного грузовика ГАЗ-65 на базе ГАЗ-ММ. Его разработка велась в авральном режиме под нажимом руководства страны по инициативе первого секретаря ЦК КП(б) Украины Н.С. Хрущева, которому «более простой и надежный» тип движителя насоветовали механики киевского партийного гаража. Новый грузовик по дороге мог передвигаться на обычных колёсах, а на бездорожье переставлялся на полугусеничный ход. Монтаж оборудования занимал 40-50 минут, а демонтаж – 10-15 минут. ГАЗ-60 же такой возможности не предоставлял.
На гусеничном ходу крутящий момент передался с помощью цепной передачи. Для этого на ведущем мосту, между штатными дисками задних колёс, была закреплена специальная шестерня, привод от которой передавался на ведущую звёздочку. За кабиной на раме крепились подпружиненные ленивец для натяжения гусеницы и каретка с опорными катками для увеличения опорной поверхности. Вес гусеничного движителя составлял 980 кг.
Автомобиль мог развивать максимальную скорость до 41 км/час, а расход топлива составлял 41 литр на 100 км. пути.
Производство нового колёсно-гусеничного грузовика было начато без проведения предварительных дорожных испытаний, так как в таких автомобилях остро нуждалась армия.
В феврале 1940 года первые экземпляры ГАЗ-65 вышли на испытания, результаты которых оказались обескураживающими:
трансмиссия не выдерживала нагрузок при движении на полугусеничном ходу;
из-за ударных нагрузок на бездорожье рвались цепи в приводе ведущей звёздочки гусеничного движителя и т.д.
В отчете начальник лаборатории дорожных испытаний Ванюков писал: «Автомобиль ГАЗ-65 при данной конструкции гусеничного привода не удовлетворяет требованиям, к нему предъявляемым (прочность, проходимость) для эксплуатации, как автомобиль повышенной проходимости в зимних условиях не пригоден».
Пока информация дошла до руководства отрасли и армии, с марта по май 1940 года Горьковский автозавод успел изготовить 1754 вездехода. Впоследствии практически все они были переоборудованы в обычные колёсные грузовики и использовались в армии и народном хозяйстве.
Для решения проблемы с трансмиссией и проходимостью был изготовлен доработанный вариант ГАЗ-65. Для снижения веса его колёсно-гусеничного движителя вместо каретки с двумя опорными катками был установлен один опорный каток, а стальная штампованная гусеница была укорочена и облегчена. Схема принудительного привода гусеницы осталась прежней - от кованой шестерни, установленной между задними сдвоенными колёсами, через цепной привод на укрепленные сзади под рамой ведущие звёздочки.
Напишите отзыв первым!