ГАЗ 3301
Характеристики | ГАЗ-3301 |
Колёсная формула | 4x4 |
Длина, мм | 6030 |
Ширина, мм | 2380 |
Высота по кабине (по тенту), мм | 2610(2830) |
База, мм | 3300 |
Дорожный просвет, мм | 335 |
Масса в снаряженном состоянии, кг | 4400 |
Масса перевозимого груза, кг | 2500 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2500 |
Полная масса автомобиля, кг | 7410 (7590 с лебёдкой) |
Двигатель (тип) | ГАЗ-542.10 (Р-6, дизель воздушного охлаждения) |
Рабочий объём, л | 6,23 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/об/мин | 92(125) / 2800 |
Крутящий момент, Н·м (кгс·м)/об/мин | 363(37) / 1600…1800 |
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) | 13,3(18,1) |
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч | 90 (80 для автопоезда) |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 16 |
Запас хода, км | 1300 |
Преодоление водных преград вброд, м | 1,2 |
ГАЗ-3301 являлся полноприводным автомобилем, созданным по колёсной формуле 4х4, как армейский внедорожник. Создал его в 1982 коллектив конструкторов под руководством Щадрина В.Г. Общее руководство осуществлял А.М. Бутусов.
Причиной создания такого полноприводного автомобиля стало то обстоятельство что к концу 70-х годов прошлого века ГАЗ-66, являвшийся основным армейским внедорожником перестал соответствовать требованиям времени. Дело в том, что Советская армия приняла на вооружение целый ряд новых систем, которые требовали более грузоподъемное шасси, а так же увеличенное усилие на крюке. Так же военные желали получить не имеющую колёсных ниш ровную бортовую платформу, а так же повышенный уровень защиты экипажа.
Первые опытные образцы этого автомобиля появились в количестве двух штук в 1981 году. Кроме того до 1987 года ГАЗ выпустил ещё три образца второй серии этой машины. Так же ещё два прототипа принимали участие в дополнительных испытаниях уже третьей опытной серии ГАЗ-3301.
В основном серии этого внедорожника отличались лишь некоторыми деталями. Так изначально кабина машины была стандартной, потом армейское руководство потребовало усилить её защиту от огня стрелкового вооружения и взрывной волны. Для этого в кабину установили бронестёкла толщиной в 16 миллиметров. Кроме того, внедорожник постоянно менял шины, и последний его вариант оснащался шинами, позаимствованными от ЗИЛ-131.
По обычаю советского автомобилестроения ГАЗ-3301 имел базовый автомобиль. Так им стал ГАЗ-66, который предоставил своему преемнику шасси. На него была установлена новая комфортабельная кабина оригинальной конструкции, имевшая рациональные углы наклона панелей. Понадобилась она для установки бронированных листов, предназначенных для защиты экипажа. Кроме того, этот внедорожник получил усиленную раму, оснащённую лонжеронами поперечного сечения. Так же конструкторы ГАЗа увеличили длину рессор автомобиля, в результате был увеличен ход подвески, плавность и управляемость хода. Машина вдобавок получила усиленные мосты.
Для подключения переднего моста и перехода на понижающую передачу, а так же использования лебёдки была использована электропневмосистема. Для этого в кабине был установлен соответствующий тумблер на приборной панели. Это значительно упростило управление автомобилем при езде по бездорожью.
«Сердцем» нового советского» джипа» стал опытный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-542, который мог работ на нескольких видах топлива сразу. Его позже использовали на некоторых автомобилях семейства ГАЗ-4301. При этом объём топливных баков новинки мог обеспечить запас хода в 1 300 километров. Так же возросла и грузоподъёмность, а так же допустимая масса у прицепа этого внедорожника на 500 килограмм.
Что же касается трансмиссии, ГАЗ-3301 имела на вооружении пятиступенчатую «механику», которая была синхронизирована с раздаточной коробкой отбора мощности на механическую коробку, имеющую тяговое усилие до 4 500 килограмм. Что бы осилить такую нагрузку силовая установка имела на вооружение автономный газо-воздушный предпусковой подогреватель, основным назначением которого был разогрев масла в картере двигателя.
Что касается дорожных испытаний, то опытные образцы ГАЗ-3301 приняли участие в пробегах, проходивших в 1984-1986 годах как зимой, так и летом. В общей сложности они прошли 22 000 километров в условиях снежной целины и бездорожья.
Прошедший полный цикл государственных испытаний ГАЗ-3301был утверждён для создания нового внедорожного автомобиля ГАЗ-330. Сам же ГАЗ-3301 так в производство и не был запущен и в 1998 году был снят с вооружения. Вместо него в войска пошёл ГАЗ-3308 «Садко», отличающийся «капотной» компоновкой.
Однако машина не ушла на «пенсию». Так как она имела достаточно высокие показатели живучести, мобильности и проходимости её решено было использовать её в качестве специального авторанспорта МЧС и МВД, а так же в качестве промышленной и сельскохозяйственной техники.
В настоящее время один из сохранившихся экземпляров ГАЗ-3301 находиться в составе экспозиции РВАИ и согласно преданию он находился на испытаниях в условиях радиации на Семипалатинском полигоне.
Напишите отзыв первым!