Наверх
Реклама

ЗИЛ ЗиС-42

Россия
Бортовой грузовик ЗИЛ ЗиС-42
Компоновка
Колесная формула Полугусеничная ходовая часть с передними управляемыми колесами
Габариты, мм
Длина 6097
Ширина 2360
Высота 2170
Снаряженная масса, кг 5268 (5495)
Грузоподъемность, кг Без прицепа - 2250, с прицепом - 1500, по снегу - 1750
Двигатель
Модель ЗИС-5(ЗИС-5М)
Тип Бензиновый
Мощность, л.с. 73 (76)
Максимальная скорость, км/ч 35
Расход топлива, л/100км
Трасса 47,5
Бездорожье 90,2
Объем топливного бака, л 180

В 1942 году дальнейшим развитием полугусеничного вездехода ЗИС-22 стал грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИС-42, который предназначался для работы в условиях бездорожья и в качестве артиллерийского тягача. Новый вездеход в отличие от своего предшественника ЗИС-42 производился серийно. В начале 1942 года было произведено несколько опытных партий вездеходов ЗИС-42, а с конца того же года началось производство улучшенной модификации под индексом ЗИС-42М.

В годы войны ЗИС-42 использовали как транспортные машины и артиллерийские тягачи, эти вездеходы внесли свой вклад в ход военных баталий. Собранные в механизированный кулак в январе 1944 года, они обеспечили подвоз артиллерии под стены Великого Новгорода. Залпы тяжелых орудий оказались для врага неожиданными, и город был освобожден.

В 1943 – 1944 годах был проведен сравнительный пробег вездеходов с участием трофейных автомобилей и техники союзников. ЗИС-42 доказал, что обладает во многом уникальным движителем. Многолетний труд специалистов «НАТИ»: ученых, конструкторов, инженеров, испытателей, техников, водителей, рабочих, позволил создать движитель, по совокупности вездеходных свойств превосходивший зарубежные аналоги, в особенности при движении по различным снежным покровам. Тысячи километров испытательных пробегов, часы и дни, проведенные за испытательным стендом, не были напрасными.

По результатам применения этих автомобилей на фронтах, докладывавшихся на заседаниях Технического Комитета ГАВТУ КА, было сделано заключение о том, что ЗИС-42 может быть использован как транспортная машина, но не как тягач. Для боевой же обстановки она неприменима вследствие ненадежности и плохой маневренности.

ЗИС-42 производили до 1946 года, за все время производства было выпущено 6 372 автомобиля ЗИС-42 и ЗИС-42М.

Дизайн и конструкция
За основу автомобиля был взят грузовик ЗИС-5В, но в отличие от него полугусеничный ЗИС-42 отличался наличием гусеничной ходовой части с двумя качающимися тележками вместо задних ведущих колес. Рамка каждой гусеничной тележки состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами. На концах тележки между боковинами спереди размещалось ведущее колесо, а сзади — направляющее (ленивец). Между ними была балансирно подвешена система из четырех катков, закрытая кожухом. ЗИС-42 имел поддон и кожух на передней оси. С нижней стороны платформы на специальных кронштейнах установили 4 ограничительных ролика, это сделали для предохранения от ударов движителя во время езды по сильнопересеченной местности.

Гусеничная лента (общей шириной 414 мм) представляла собой две резинотканевых ленты толщиной 21 миллиметр и шириной 178 миллиметров каждая, соединённых между собой металлическими накладками. С этими накладками зацеплялись зубья ведущего колеса, а от соскакивания ленты удерживались штампованными плицами, которые крепились к лентам с внутренней стороны. С наружной стороны на лентах закреплялись резиновые башмаки, привулканизированные к стальным основаниям.

При езде по глубокому снегу, болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колёса. Для защиты от повреждений при езде радиатор и фары прикрывались специальной решёткой.

В качестве силового агрегата на полугусеничный грузовик ЗИС-42 был установлен двигатель типа ЗИС-5 мощностью 73 лошадиные силы, а на модернизированный ЗИС-42М двигатель ЗИС-5М мощностью 76 лошадиных сил. Этот двигатель позволял разогнать вездеход весом почти 5.5 тонн до 35 км/ч (такая скорость была получена на испытательных пробегах серийных машин). Расход топлива конечно оставлял желать лучшего, при движении по бездорожью вездеход расходовал более 90 литров бензина на 100 километров пути.

СпецАвто.ру – поисковая система по аренде и продаже спецтехники
Проверенные
предложения
Рейтинги
и отзывы
Без комиссий
и посредников
Выберите регион
Ваш регион — ?
Да, верно
Нет, выбрать регион
Размещение первого объявления и заявок БЕСПЛАТНО
Регистрация
Вход
Напишите продавцу
Заказать тарифный план