ЗИЛ ЗиС-42
Компоновка | |
Колесная формула | Полугусеничная ходовая часть с передними управляемыми колесами |
Габариты, мм | |
Длина | 6097 |
Ширина | 2360 |
Высота | 2170 |
Снаряженная масса, кг | 5268 (5495) |
Грузоподъемность, кг | Без прицепа - 2250, с прицепом - 1500, по снегу - 1750 |
Двигатель | |
Модель | ЗИС-5(ЗИС-5М) |
Тип | Бензиновый |
Мощность, л.с. | 73 (76) |
Максимальная скорость, км/ч | 35 |
Расход топлива, л/100км | |
Трасса | 47,5 |
Бездорожье | 90,2 |
Объем топливного бака, л | 180 |
В 1942 году дальнейшим развитием полугусеничного вездехода ЗИС-22 стал грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИС-42, который предназначался для работы в условиях бездорожья и в качестве артиллерийского тягача. Новый вездеход в отличие от своего предшественника ЗИС-42 производился серийно. В начале 1942 года было произведено несколько опытных партий вездеходов ЗИС-42, а с конца того же года началось производство улучшенной модификации под индексом ЗИС-42М.
В годы войны ЗИС-42 использовали как транспортные машины и артиллерийские тягачи, эти вездеходы внесли свой вклад в ход военных баталий. Собранные в механизированный кулак в январе 1944 года, они обеспечили подвоз артиллерии под стены Великого Новгорода. Залпы тяжелых орудий оказались для врага неожиданными, и город был освобожден.
В 1943 – 1944 годах был проведен сравнительный пробег вездеходов с участием трофейных автомобилей и техники союзников. ЗИС-42 доказал, что обладает во многом уникальным движителем. Многолетний труд специалистов «НАТИ»: ученых, конструкторов, инженеров, испытателей, техников, водителей, рабочих, позволил создать движитель, по совокупности вездеходных свойств превосходивший зарубежные аналоги, в особенности при движении по различным снежным покровам. Тысячи километров испытательных пробегов, часы и дни, проведенные за испытательным стендом, не были напрасными.
По результатам применения этих автомобилей на фронтах, докладывавшихся на заседаниях Технического Комитета ГАВТУ КА, было сделано заключение о том, что ЗИС-42 может быть использован как транспортная машина, но не как тягач. Для боевой же обстановки она неприменима вследствие ненадежности и плохой маневренности.
ЗИС-42 производили до 1946 года, за все время производства было выпущено 6 372 автомобиля ЗИС-42 и ЗИС-42М.
Дизайн и конструкция
За основу автомобиля был взят грузовик ЗИС-5В, но в отличие от него полугусеничный ЗИС-42 отличался наличием гусеничной ходовой части с двумя качающимися тележками вместо задних ведущих колес. Рамка каждой гусеничной тележки состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами. На концах тележки между боковинами спереди размещалось ведущее колесо, а сзади — направляющее (ленивец). Между ними была балансирно подвешена система из четырех катков, закрытая кожухом. ЗИС-42 имел поддон и кожух на передней оси. С нижней стороны платформы на специальных кронштейнах установили 4 ограничительных ролика, это сделали для предохранения от ударов движителя во время езды по сильнопересеченной местности.
Гусеничная лента (общей шириной 414 мм) представляла собой две резинотканевых ленты толщиной 21 миллиметр и шириной 178 миллиметров каждая, соединённых между собой металлическими накладками. С этими накладками зацеплялись зубья ведущего колеса, а от соскакивания ленты удерживались штампованными плицами, которые крепились к лентам с внутренней стороны. С наружной стороны на лентах закреплялись резиновые башмаки, привулканизированные к стальным основаниям.
При езде по глубокому снегу, болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колёса. Для защиты от повреждений при езде радиатор и фары прикрывались специальной решёткой.
В качестве силового агрегата на полугусеничный грузовик ЗИС-42 был установлен двигатель типа ЗИС-5 мощностью 73 лошадиные силы, а на модернизированный ЗИС-42М двигатель ЗИС-5М мощностью 76 лошадиных сил. Этот двигатель позволял разогнать вездеход весом почти 5.5 тонн до 35 км/ч (такая скорость была получена на испытательных пробегах серийных машин). Расход топлива конечно оставлял желать лучшего, при движении по бездорожью вездеход расходовал более 90 литров бензина на 100 километров пути.
Напишите отзыв первым!