Беларус МТЗ-5
Показатели | МТЗ-5 | МТЗ-5Л | МТЗ-5М | МТЗ-5С | МТЗ-7 |
Тяговый класс т.с. | 1.4 | ||||
Число передач передних/задних | 5/1 | 10/2 | |||
Марка двигателя | Д-40К | Д-40Л | Д-40М | Д-48 | Д-40М |
Агротехническая колея, мм | 1335-1800 | ||||
Размер шин
Передние Задние |
6.5-16 11.0-38 |
6.5-20 12.0-38 |
9.0-20 12.0-42 | ||
Масса трактора | 2870 | 2750 | 2785 | 3100 |
Двигатель
Рядная, четырёхтактная, дизельная силовая установка с водяным охлаждением Д-40. В соответствии с типом запуска двигателя и модификацией трактора машины оснащались следующими версиями двигателя:
Показатели | Д-40К | Д-40Л | Д-48Л | Д-40М | Д-48М |
Мощность в л.с. | 45 | 45 | 48 | 45 | 48 |
Номинальные обороты в минуту | 1500 | 1600 | 1500 | 1600 | |
Расход топлива на номинальных оборотах г/в час на л.с. | 210 | 205 | 200 | 205 | 200 |
Смесеобразование | Вихревая камера | ||||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | ||||
Система запуска | Пусковой двигатель ПД-10 | Электростартер СТ-50 | |||
Диаметр рабочих цилиндров, мм | 105 | ||||
Масса сухого агрегата | 660 | 660 | 638 | 630 | 638 |
Сцепление
Муфта сцепления фрикционная двухдисковая постоянно-замкнутого типа с механическим приводом отводки. Один фрикционный диск отвечает за передачу и разрыв потока мощности от двигателя на коробку передач, с последующей передачей мощности на ходовую часть. Второй диск осуществляет передачу крутящего момента на вал отбора мощности.
КПП
Коробка передач механическая с прямозубыми цилиндрическими шестернями. Базовая версия имела пятиступенчатую коробку передач. Последующие модификации в конструкцию коробки был включён дополнительный зубчатый блок, обеспечивающий удвоение числа передач до 10 переднего хода и 2-х заднего хода. Таким образом трактор получил 5 транспортных и 5 замедленных технологических передач переднего хода и соответственно по одной передаче заднего хода в каждом режиме.
Задний мост
Главная передача от КПП организована классически в виде пары конических шестерён, дифференциал открытого типа с двумя сателлитами. Конечные передачи выполнены в виде пар цилиндрических шестерён, где ведущие шестерни передач выполнены за одно целое с коническими полуосевыми шестернями, взаимодействующими с сателлитами дифференциала. Большие ведомые шестерни посажены на полуоси привода ведущих задних колёс. Одновременно ведомые шестерни через дополнительные цилиндрические шестерни, вращающиеся на двух отдельных осях в задней части моста, взаимодействуют с основными тормозами барабанного типа.
Механическая блокировка осуществляется скользящей шлицевой муфтой, соединяющей при включении обе оси тормозных шестерён, таким образом, исключая работу дифференциала. Управление блокировкой осуществляется педалью, соединённой через пружину и рычаг с вилкой включения муфты блокирования.
ВОМ
Независимый вал отбора мощности обеспечивает вращение приводного вала с частотой 520 об/мин. Привод ВОМ осуществляется от силовой передачи проходит через промежуточный вал КПП, нижнюю часть полости картера заднего моста и традиционно выходит в задней стенке корпуса трансмиссии между продольными планками задней навески. Механическое включение ВОМ осуществляется соединением привода с помощью шлицевой муфты рычагом управления, при разрыве потока мощности муфтой сцепления.
Рулевое
Механизм рулевого управления полностью механический. Вращение от рулевого колеса передаётся на червячный редуктор, который передает движение через сошку на большую продольную тягу, размещённую вдоль правой балки полурамы трактора. Передний конец продольной тяги соединён с рулевой трапецией рулевого механизма, обеспечивающего поворот управляемых колёс при повороте рулевого колеса водителем.
МТЗ-5 «Беларусь» (МТЗ-7 «Беларусь») — марка универсальных пропашных колёсных тракторов средней мощности общего назначения, выпускавшихся Минским тракторным заводом с 1956 по 1962 гг. и Южным машиностроительным заводом с 1958 по 1972 годы.
Первые образцы колёсных тракторов МТЗ-5 были изготовлены на Минском тракторном заводе в январе 1956 года[2] а немногим позднее трактор был запущен в серийное производство и стал на конвейер. МТЗ-5 был разработан на основе популярного в те годы трактора МТЗ-2 мощностью 36 лошадиных сил, выпускавшимся заводом с 1953 по 1957 годы[3]. Впоследствии было налажено производство тракторов МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5МС, МТЗ-7.
В 1958 году после незначительной доработки конструкции, завод приступил к выпуску семейства тракторов МТЗ-7 (МТЗ-7М, МТЗ-7МС и МТЗ-7ЛС) повышенной проходимости с двумя ведущими мостами. На первые опытные модели устанавливались ведущие передние мосты с армейского автомобиля-вездехода ГАЗ-67. Конструкция не предусматривала регулировку ширины агротехнической колеи, что не позволяло в полной мере использовать её при выполнении пропашных работ. Вскоре конструктивную основу для ведущего переднего моста трактора заменили деталями, выпускаемыми для армейских грузовиков ГАЗ-63.
В целом тракторы семейства МТЗ-5 (МТЗ-7) обладали большей универсальностью, имели независимый привод вала отбора мощности, более мощный и экономичный двигатель Д-40, мощностью 45 л. с. и гидравлическую навесную систему c агрегатом НС-37 или тремя выносными цилиндрами.
Трактор предназначался для выполнения работ по возделыванию пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свёкла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.). А также для неглубокой обработки легких и средних почв, посева и уборки некоторых зерновых культур[4][5].
Трактор агрегатировался с большим количеством навесного, полунавесного оборудования и сельхозмашинами.
Было сконструировано и выпущено различное навесное погрузочно-транспортное оборудование: стогометатель, копновоз универсальный навесной (КУН), вилочный погрузчик. Трактор использовался и как шасси для целой серии экскаваторов.
Напишите отзыв первым!